|
…льством, доступными методами и лекарственными препаратами;
5) получение информации о своих правах и обязанностях, состояниисвоего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может бытьпередана информация о состоянии его здоровья;6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента налечении в стационарных условиях;7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;8) отказ от медицинского вмешательства;9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании емумедицинской помощи;10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защитысвоих прав;11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациентана лечении в стационарных условиях - на предоставление условий дляотправления религиозных обрядов, проведение которых возможно встационарных условиях, в том числе на предоставление отдельногопомещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинскойорганизации.Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинскоевмешательство и на отказ от медицинского вмешательства1. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательстваявляется дача информированного добровольного согласия гражданина или егозаконного представителя на медицинское вмешательство на основаниипредоставленной медицинским работником в доступной форме полнойинформации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с нимириске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о егопоследствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинскойпомощи.2. Информированное добровольное согласие на медицинскоевмешательство дает один из родителей или иной законный представитель вотношении:1) лица, не достигшего возраста, установленного частью 5 статьи 47 ичастью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, или лица, признанногов установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своемусостоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;2) несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании емунаркологической помощи или при медицинском освидетельствованиинесовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либоиного токсического опьянения (за исключением установленныхзаконодательством Российской Федерации случаев приобретениянесовершеннолетними полной дееспособности до достижения имивосемнадцатилетнего возраста).3. Гражданин, один из родителей или иной законный представительлица, указанного в части 2 настоящей статьи, имеют право отказаться отмедицинского вмешательства или потребовать его прекращения, заисключением случаев, предусмотренных частью 9 настоящей статьи. Законныйпредставитель лица, признанного в установленном законом порядкенедееспособным, осуществляет указанное право в случае, если такое лицо посвоему состоянию не способно отказаться от медицинского вмешательства.4. При отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному изродителей или иному законному представителю лица, указанного в части 2настоящей статьи, в доступной для него форме должны быть разъясненывозможные последствия такого отказа.5. При отказе одного из родителей или иного законного представителялица, указанного в части 2 настоящей статьи, либо законного представителялица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, отмедицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни,медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты интересовтакого лица. Законный представитель лица, признанного в установленномзаконом порядке недееспособным, извещает орган опеки и попечительства поместу жительства подопечного об отказе от медицинского вмешательства,необходимого для спасения жизни подопечного, не позднее дня, следующегоза днем этого отказа.6. Лица, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, для полученияпервичной медико-санитарной помощи при выборе врача и медицинскойорганизации на срок их выбора дают информированное добровольное согласиена определенные виды медицинского вмешательства, которые включаются вперечень, устанавливаемый уполномоченным федеральным органомисполнительной власти.7. Информированное добровольное согласие на медицинскоевмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется вписьменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или инымзаконным представителем, медицинским работником и содержится вмедицинской документации пациента.8. Порядок дачи информированного добровольного согласия намедицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства вотношении определенных видов медицинского вмешательства, формаинформированного добровольного согласия на медицинское вмешательство иформа отказа от медицинского вмешательства утверждаются уполномоченнымфедеральным органом исполнительной власти.9. Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного изродителей или иного законного представителя допускается:1) если медицинское вмешательство необходимо по экстреннымпоказаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние непозволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (вотношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи);2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющимиопасность для окружающих;3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния(преступления);5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или)судебно-психиатрической экспертизы.10. Решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина,одного из родителей или иного законного представителя принимается:1) в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, -консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, -непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения вмедицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностныхлиц медицинской организации (руководителя медицинской организации илируководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношениикоторого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей илииного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящейстатьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство;2) в отношении лиц, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящейстатьи, - судом в случаях и в порядке, которые установленызаконодательством Российской Федерации.11. К лицам, совершившим преступления, могут быть примененыпринудительные меры медицинского характера по основаниям и в порядке,которые установлены федеральным законом.Статья 21. Выбор врача и медицинской организации1. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программыгосударственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинскойпомощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке,утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, ина выбор врача с учетом согласия врача. Особенности выбора медицинскойорганизации гражданами, проживающими в закрытыхадминистративно-территориальных образованиях, на территориях с опаснымидля здоровья человека физическими, химическими и биологическимифакторами, включенных в соответствующий перечень, а также работникамиорганизаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслейпромышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаютсяПравительством Российской Федерации.2. Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданинвыбирает медицинскую организацию, в том числе потерриториально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (заисключением случаев изменения места жительства или места пребываниягражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляетвыбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев заменымедицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового,врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики(семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или черезсвоего представителя на имя руководителя медицинской организации.3. Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощиосуществляется:1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатраучасткового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера,врача-специалиста;2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскуюорганизацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии счастью 2 настоящей статьи, с учетом порядков оказания медицинской помощи.4. Для получения специализированной медицинской помощи в плановойформе выбор медицинской организации осуществляется по направлениюлечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программыгосударственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинскойпомощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающихмедицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязанпроинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организациис учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленныхтерриториальной программой государственных гарантий бесплатного оказаниягражданам медицинской помощи.5. Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказываетсягражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ееоказания.6. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программыгосударственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинскойпомощи выбор медицинской организации (за исключением случаев оказанияскорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта РоссийскойФедерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке,устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.7. При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет правона получение информации в доступной для него форме, в том числеразмещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее -сеть "Интернет"), о медицинской организации, об осуществляемой еюмедицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования иквалификации.8. Выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами,приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами,проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащимипризыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскуюслужбу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту илиприравненную к ней службу, а также задержанными, заключенными под стражу,отбывающими наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободылибо административного ареста осуществляется с учетом особенностейоказания медицинской помощи, установленных статьями 25 и 26 настоящегоФедерального закона.Статья 22. Информация о состоянии здоровья1. Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюсяв медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в томчисле сведения о результатах медицинского обследования, наличиизаболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания,методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможныхвидах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказаниямедицинской помощи.2. Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту личнолечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающиминепосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. Вотношении лиц, не достигших возраста, установленного в части 2 статьи 54настоящего Федерального закона, и граждан, признанных в установленномзаконом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровьяпредоставляется их законным представителям.3. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставленапациенту против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развитиязаболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданинуили его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям,родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам,внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этоми (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такаяинформация.4. Пациент либо его законный представитель имеет правонепосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающейсостояние его здоровья, и получать на основании такой документацииконсультации у других специалистов.5. Пациент либо его законный представитель имеет право на основанииписьменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинскиедокументы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания,порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) ивыписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органомисполнительной власти.Статья 23. Информация о факторах, влияющих на здоровьеГраждане имеют право на получение достоверной и своевременнойинформации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающихна него вредное влияние, включая информацию осанитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состояниисреды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасностипродукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов,товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровьячеловека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информацияпредоставляется органами государственной власти и органами местногосамоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями впорядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.Статья 24. Права работников, занятых на отдельных видах работ, наохрану здоровья1. В целях охраны здоровья и сохранения способности к труду,предупреждения и своевременного выявления профессиональных заболеванийработники, занятые на работах с вредными и (или) опаснымипроизводственными факторами, а также в случаях, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации, работники, занятые на отдельныхвидах работ, проходят обязательные медицинские осмотры.2. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов иработ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительныемедицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинскиеосмотры, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительнойвласти.3. В случае выявления при проведении обязательных медицинскихосмотров медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видовработ, перечень которых устанавливается уполномоченным федеральныморганом исполнительной власти, работник может быть признан врачебнойкомиссией медицинской организации на основании результатов экспертизыпрофессиональной пригодности временно или постоянно непригодным посостоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ.4. В целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штатдолжности медицинских работников и создавать подразделения (кабинетврача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другиеподразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации.Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинскихработников устанавливается уполномоченным федеральным органомисполнительной власти.5. Работодатели обязаны обеспечивать условия для прохожденияработниками медицинских осмотров и диспансеризации, а такжебеспрепятственно отпускать работников для их прохождения.Статья 25. Права военнослужащих и лиц, приравненных по медицинскомуобеспечению к военнослужащим, а также граждан,проходящих альтернативную гражданскую службу, граждан,подлежащих призыву на военную службу (направляемых наальтернативную гражданскую службу), и граждан,поступающих на военную службу или приравненную к нейслужбу по контракту, на охрану здоровья1. Военнослужащие и лица, приравненные по медицинскому обеспечению квоеннослужащим (далее - военнослужащие и приравненные к ним лица), атакже граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют правона прохождение военно-врачебной экспертизы для определения годности квоенной службе или приравненной к ней службе и для досрочного увольненияс военной службы или приравненной к ней службы на основании заключениявоенно-врачебной комиссии.2. Граждане, подлежащие призыву на военную службу или направляемыена альтернативную гражданскую службу, и граждане, поступающие на военнуюслужбу или приравненную к ней службу по контракту, проходят медицинскоеосвидетельствование в порядке, предусмотренном статьей 61 настоящегоФедерального закона, и имеют право на получение полной информации омедицинских противопоказаниях для прохождения военной службы илиприравненной к ней службы и показаниях для отсрочки или освобождения отпризыва на военную службу по состоянию здоровья.3. Военнослужащие и приравненные к ним лица имеют право на получениемедицинской помощи в ведомственных медицинских организациях, а при ихотсутствии или при отсутствии в ведомственных медицинских организацияхотделений соответствующего профиля, специалистов либо специальногомедицинского оборудования - на получение медицинской помощи в порядке,установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетныхассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти целифедеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным закономпредусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.4. Порядок организации медицинской помощи военнослужащим иприравненным к ним лицам устанавливается Правительством РоссийскойФедерации, особенности организации оказания медицинской помощивоеннослужащим и приравненным к ним лицам, в том числе порядок ихосвобождения от исполнения обязанностей военной службы (служебныхобязанностей) в связи с заболеванием и иными причинами, устанавливаютсяфедеральными органами исполнительной власти, в которых федеральнымзаконом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.5. Граждане при постановке их на воинский учет, призыве илипоступлении на военную службу или приравненную к ней службу по контракту,поступлении в военные образовательные учреждения профессиональногообразования, призыве на военные сборы, а также граждане, направляемые наальтернативную гражданскую службу, имеют право на получение медицинскойпомощи в медицинских организациях в рамках программы государственныхгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, заисключением медицинского освидетельствования в целях определения годностик военной службе или приравненной к ней службе.6. Особенности охраны здоровья военнослужащих и приравненных к нимлиц, а также отдельных категорий граждан, проходящих военную службу илиприравненную к ней службу в федеральных органах исполнительной власти, вкоторых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненнаяк ней служба, определяются законодательством Российской Федерации,регламентирующим деятельность этих органов.Статья 26. Права лиц, задержанных, заключенных под стражу,отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста,лишения свободы либо административного ареста, наполучение медицинской помощи1. Лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание ввиде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административногоареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе внеобходимых случаях в медицинских организациях государственной системыздравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.2. Беременные женщины, женщины во время родов и в послеродовойпериод из числа лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право наоказание медицинской помощи, в том числе в медицинских организацияхохраны материнства и детства.3. При невозможности оказания медицинской помощи в учрежденияхуголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу илиотбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказаниемедицинской помощи в медицинских организациях государственной системыздравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также наприглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанныхмедицинских организаций в порядке, установленном ПравительствомРоссийской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федеральногобюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительнойвласти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролюи надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.4. При оказании медицинской помощи в медицинских организацияхгосударственной системы здравоохранения и муниципальной системыздравоохранения сотрудниками органов и учреждений уголовно-исполнительнойсистемы осуществляется охрана лиц, указанных в части 3 настоящей статьи,и при необходимости круглосуточное наблюдение в целях обеспечениябезопасности указанных лиц, медицинских работников, а также иных лиц,находящихся в медицинских организациях государственной и муниципальнойсистем здравоохранения, в порядке, установленном федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализациигосударственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфереисполнения уголовных наказаний, совместно с уполномоченным федеральныморганом исполнительной власти.5. Испытание новых методов профилактики, диагностики, лечения,медицинской реабилитации, а также лекарственных препаратов,специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий идезинфекционных средств с привлечением в качестве объекта для этих целейлиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не допускается.6. В отношении лиц, отбывающих наказание в учрежденияхуголовно-исполнительной системы, договор о добровольном медицинскомстраховании расторгается.7. Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе вмедицинских организациях государственной и муниципальной системздравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи,устанавливается законодательством Российской Федерации, в том численормативными правовыми актами уполномоченного федерального органаисполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализациигосударственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфереисполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченнымфедеральным органом исполнительной власти.Статья 27. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством РоссийскойФедерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающиезаболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях,предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходитьмедицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этихзаболеваний.3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режимлечения, в том числе определенный на период их временнойнетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинскихорганизациях.Статья 28. Общественные объединения по защите прав граждан в сфереохраны здоровья1. Граждане имеют право на создание общественных объединений позащите прав граждан в сфере охраны здоровья, формируемых на добровольнойоснове.2. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраныздоровья могут в установленном законодательством Российской Федерациипорядке принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраныздоровья и решении вопросов, связанных с нарушением таких норм и правил.3. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраныздоровья не вправе осуществлять рекламу конкретных торговых наименованийлекарственных препаратов, биологически активных добавок, медицинскихизделий, специализированных продуктов лечебног |
|