Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
 
     Принят Государственной Думой 1 ноября 2011 года
     Одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года
 
Глава 1. Общие положения
 
     Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
     Настоящий Федеральный закон  регулирует  отношения,    возникающие в
сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее  -  в   сфере
охраны здоровья), и определяет:
     1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья
граждан;
     2) права и  обязанности  человека  и  гражданина,  отдельных   групп
населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;
     3) полномочия  и  ответственность  органов  государственной   власти
Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;
     4) права и обязанности медицинских организаций,  иных   организаций,
индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности  в   сфере
охраны здоровья;
     5) права и обязанности медицинских  работников  и   фармацевтических
работников.
 
     Статья 2. Основные понятия, используемые  в  настоящем   Федеральном
законе
     Для целей настоящего  Федерального  закона  используются   следующие
основные понятия:
     1) здоровье - состояние  физического,  психического  и   социального
благополучия человека, при  котором  отсутствуют  заболевания,  а   также
расстройства функций органов и систем организма;
     2) охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система   мер
политического,  экономического,   правового,   социального,     научного,
медицинского,    в    том    числе        санитарно-противоэпидемического
(профилактического), характера, осуществляемых органами   государственной
власти Российской Федерации, органами государственной  власти   субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их
должностными лицами и иными  лицами,  гражданами  в  целях   профилактики
заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья
каждого  человека,  поддержания   его   долголетней       активной жизни,
предоставления ему медицинской помощи;
     3) медицинская  помощь  -  комплекс  мероприятий,    направленных на
поддержание  и  (или)  восстановление  здоровья  и  включающих   в   себя
предоставление медицинских услуг;
     4) медицинская услуга  -  медицинское  вмешательство  или   комплекс
медицинских вмешательств, направленных на  профилактику,  диагностику  и
лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих   самостоятельное
законченное значение;
     5) медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником по
отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние
человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую,
лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и
(или)  медицинских  манипуляций,  а  также   искусственное     прерывание
беременности;
     6) профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и
укрепление здоровья и включающих в себя  формирование  здорового   образа
жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний,
их раннее выявление, выявление  причин  и  условий  их    возникновения и
развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье
человека факторов среды его обитания;
     7) диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на
распознавание состояний или установление факта наличия  либо   отсутствия
заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб   пациента,
данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных,
патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза,
выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением
этих мероприятий;
     8) лечение -  комплекс  медицинских  вмешательств,    выполняемых по
назначению медицинского работника, целью которых является устранение или
облегчение  проявлений  заболевания  или  заболеваний  либо     состояний
пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности   и
качества жизни;
     9) пациент -  физическое  лицо,  которому  оказывается   медицинская
помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо
от наличия у него заболевания и от его состояния;
     10) медицинская деятельность  -  профессиональная  деятельность  по
оказанию  медицинской   помощи,   проведению   медицинских     экспертиз,
медицинских    осмотров    и     медицинских         освидетельствований,
санитарно-противоэпидемических   (профилактических)         мероприятий и
профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией   (пересадкой)
органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов
в медицинских целях;
     11)  медицинская  организация  -  юридическое  лицо    независимо от
организационно-правовой  формы,  осуществляющее  в  качестве    основного
(уставного) вида  деятельности  медицинскую  деятельность  на   основании
лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.  Положения  настоящего  Федерального  закона,     регулирующие
деятельность  медицинских   организаций,   распространяются     на   иные
юридические   лица   независимо   от       организационно-правовой формы,
осуществляющие наряду с основной  (уставной)  деятельностью   медицинскую
деятельность, и применяются к таким  организациям  в  части,   касающейся
медицинской деятельности.  В  целях  настоящего  Федерального    закона к
медицинским организациям приравниваются индивидуальные   предприниматели,
осуществляющие медицинскую деятельность;
     12) фармацевтическая организация - юридическое лицо  независимо   от
организационно-правовой   формы,    осуществляющее       фармацевтическую
деятельность (организация оптовой  торговли  лекарственными   средствами,
аптечная  организация).  В  целях  настоящего  Федерального      закона к
фармацевтическим    организациям    приравниваются         индивидуальные
предприниматели, осуществляющие фармацевтическую деятельность;
     13)  медицинский  работник  -  физическое  лицо,       которое имеет
медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в
трудовые  (должностные)  обязанности  которого   входит     осуществление
медицинской  деятельности,  либо  физическое  лицо,  которое     является
индивидуальным   предпринимателем,   непосредственно       осуществляющим
медицинскую деятельность;
     14) фармацевтический работник  -  физическое  лицо,  которое   имеет
фармацевтическое образование, работает в фармацевтической организации и в
трудовые обязанности которого  входят  оптовая  торговля   лекарственными
средствами,  их  хранение,  перевозка  и   (или)   розничная   торговля
лекарственными  препаратами  для  медицинского  применения       (далее -
лекарственные препараты), их изготовление, отпуск, хранение и перевозка;
     15)  лечащий  врач  -  врач,  на  которого  возложены     функции по
организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской  помощи   в
период наблюдения за ним и его лечения;
     16) заболевание - возникающее в  связи  с  воздействием   патогенных
факторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способности
адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и  внутренней  среды   при
одновременном       изменении                    защитно-компенсаторных и
защитно-приспособительных реакций и механизмов организма;
     17)  состояние  -  изменения  организма,  возникающие  в     связи с
воздействием патогенных и (или)  физиологических  факторов  и   требующие
оказания медицинской помощи;
     18) основное заболевание - заболевание, которое само по себе или   в
связи с  осложнениями  вызывает  первоочередную  необходимость   оказания
медицинской помощи в связи с наибольшей угрозой работоспособности, жизни
и здоровью, либо  приводит  к  инвалидности,  либо  становится   причиной
смерти;
     19) сопутствующее  заболевание  -  заболевание,  которое  не   имеет
причинно-следственной связи с  основным  заболеванием,  уступает    ему в
степени  необходимости  оказания   медицинской   помощи,       влияния на
работоспособность, опасности для жизни и здоровья и не является причиной
смерти;
     20) тяжесть заболевания  или  состояния  -  критерий,   определяющий
степень  поражения  органов  и  (или)  систем  организма    человека либо
нарушения их функций, обусловленные заболеванием или состоянием либо   их
осложнением;
     21)  качество  медицинской  помощи  -  совокупность   характеристик,
отражающих своевременность  оказания  медицинской  помощи,   правильность
выбора методов профилактики, диагностики,  лечения  и  реабилитации   при
оказании  медицинской  помощи,  степень   достижения     запланированного
результата.
 
     Статья 3. Законодательство в сфере охраны здоровья
     1.  Законодательство  в  сфере  охраны  здоровья     основывается на
Конституции Российской Федерации и состоит  из  настоящего   Федерального
закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных
нормативных  правовых  актов  Российской  Федерации,  законов    и   иных
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
     2. Нормы об охране  здоровья,  содержащиеся  в  других   федеральных
законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и
иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны
противоречить нормам настоящего Федерального закона.
     3. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся   в
других федеральных законах, иных нормативных правовых  актах   Российской
Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской
Федерации,  нормам  настоящего  Федерального  закона  применяются   нормы
настоящего Федерального закона.
     4. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют
право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы  об   охране
здоровья,  в  соответствии  с  настоящим  Федеральным  законом,   другими
федеральными законами, иными нормативными  правовыми  актами   Российской
Федерации, законами и  иными  нормативными  правовыми  актами   субъектов
Российской Федерации.
     5. В случае,  если  международным  договором  Российской   Федерации
установлены иные  правила,  чем  предусмотренные  настоящим   Федеральным
законом  правила  в  сфере   охраны   здоровья,       применяются правила
международного договора.
 
Глава 2. Основные принципы охраны здоровья
 
     Статья 4. Основные принципы охраны здоровья
     Основными принципами охраны здоровья являются:
     1) соблюдение прав граждан в сфере охраны  здоровья  и   обеспечение
связанных с этими правами государственных гарантий;
     2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
     3) приоритет охраны здоровья детей;
     4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
     5) ответственность органов государственной власти и органов местного
самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в
сфере охраны здоровья;
     6) доступность и качество медицинской помощи;
     7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
     8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
     9) соблюдение врачебной тайны.
 
     Статья 5.  Соблюдение  прав  граждан  в  сфере  охраны    здоровья и
                 обеспечение связанных с этими  правами   государственных
                 гарантий
     1. Мероприятия по охране  здоровья  должны  проводиться  на   основе
признания,  соблюдения  и  защиты  прав  граждан  и  в     соответствии с
общепризнанными принципами и нормами международного права.
     2. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от
пола,  расы,  возраста,  национальности,  языка,  наличия    заболеваний,
состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места
жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям и от других обстоятельств.
     3.  Государство  гарантирует  гражданам  защиту  от       любых форм
дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.
 
     Статья 6. Приоритет интересов  пациента  при  оказании   медицинской
помощи
     1. Приоритет интересов пациента  при  оказании  медицинской   помощи
реализуется путем:
     1) соблюдения этических и моральных норм, а также  уважительного   и
гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных   работников
медицинской организации;
     2) оказания медицинской помощи пациенту с  учетом  его   физического
состояния и  с  соблюдением  по  возможности  культурных  и   религиозных
традиций пациента;
     3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;
     4)  организации  оказания  медицинской  помощи  пациенту  с   учетом
рационального использования его времени;
     5) установления требований к проектированию и размещению медицинских
организаций  с  учетом  соблюдения   санитарно-гигиенических     норм   и
обеспечения  комфортных  условий  пребывания  пациентов  в    медицинских
организациях;
     6) создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и
пребывания родственников  с  ним  в  медицинской  организации  с   учетом
состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и   интересов
иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.
     2. В целях реализации принципа приоритета  интересов  пациента   при
оказании медицинской помощи  органы  государственной  власти   Российской
Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны
здоровья,  и  медицинские  организации  в  пределах  своей    компетенции
взаимодействуют с  общественными  объединениями,  иными   некоммерческими
организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья.
 
     Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей
     1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших
и необходимых условий физического и психического развития детей.
     2. Дети независимо  от  их  семейного  и  социального   благополучия
подлежат особой охране, включая  заботу  об  их  здоровье  и   надлежащую
правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права   при
оказании медицинской помощи.
     3.  Медицинские  организации,  общественные  объединения  и   иные
организации обязаны признавать и соблюдать права детей  в  сфере   охраны
здоровья.
     4.  Органы  государственной  власти  Российской  Федерации,   органы
государственной власти субъектов Российской Федерации и органы   местного
самоуправления в соответствии со  своими  полномочиями    разрабатывают и
реализуют программы, направленные на профилактику,  раннее  выявление  и
лечение заболеваний, снижение  материнской  и  младенческой   смертности,
формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и
принимают  соответствующие  меры  по  организации   обеспечения   детей
лекарственными  препаратами,  специализированными  продуктами   лечебного
питания, медицинскими изделиями.
     5. Органы государственной  власти  Российской  Федерации  и   органы
государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии   со
своими  полномочиями  создают  и  развивают  медицинские     организации,
оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных
условий для пребывания в них  детей,  в  том  числе    детей-инвалидов, и
возможности пребывания с ними родителей и (или)  иных  членов    семьи, а
также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых,
оздоровление детей и восстановление их здоровья.
 
     Статья 8. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья
     Социальная  защищенность  граждан   в   случае   утраты   здоровья
обеспечивается путем установления и реализации правовых,   экономических,
организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное
обеспечение, в том  числе  за  счет  средств  обязательного   социального
страхования, определения потребности гражданина в  социальной  защите  в
соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации   и
уходе  в  случае  заболевания   (состояния),   установления     временной
нетрудоспособности,   инвалидности    или    в    иных    определенных
законодательством Российской Федерации случаях.
 
     Статья 9. Ответственность органов государственной власти и   органов
                 местного самоуправления, должностных лиц организаций за
                 обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья
     1. Органы государственной власти и органы местного   самоуправления,
медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в
целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.
     2. Органы государственной власти и органы местного   самоуправления,
должностные  лица  организаций  несут  в  пределах   своих     полномочий
ответственность  за  обеспечение  гарантий  в  сфере  охраны    здоровья,
установленных законодательством Российской Федерации.
 
     Статья 10. Доступность и качество медицинской помощи
     Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:
     1)  организацией   оказания   медицинской   помощи   по   принципу
приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;
     2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем
их квалификации;
     3)  возможностью  выбора  медицинской  организации   и     врача   в
соответствии с настоящим Федеральным законом;
     4) применением порядков оказания медицинской  помощи  и   стандартов
медицинской помощи;
     5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема
медицинской помощи в соответствии с программой государственных   гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
     6) установлением  в  соответствии  с  законодательством   Российской
Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной
системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения  и   иных
объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя  из   потребностей
населения;
     7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп
населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными
возможностями передвижения;
     8)  возможностью  беспрепятственного  и  бесплатного   использования
медицинским  работником  средств  связи  или  транспортных    средств для
перевозки  пациента  в  ближайшую  медицинскую  организацию  в   случаях,
угрожающих его жизни и здоровью.
 
     Статья 11. Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи
     1. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с   программой
государственных  гарантий  бесплатного  оказания  гражданам   медицинской
помощи  и  взимание  платы  за  ее  оказание  медицинской   организацией,
участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой
медицинской организации не допускаются.
     2. Медицинская помощь в экстренной  форме  оказывается   медицинской
организацией  и  медицинским  работником  гражданину    безотлагательно и
бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.
     3.  За  нарушение  предусмотренных  частями  1   и   2   настоящей
статьи требований медицинские организации и медицинские работники   несут
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 
     Статья 12. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья
     Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем:
     1) разработки и реализации программ формирования  здорового   образа
жизни, в том числе программ  снижения  потребления  алкоголя  и   табака,
предупреждения  и  борьбы  с  немедицинским  потреблением   наркотических
средств и психотропных веществ;
     2) осуществления санитарно-противоэпидемических   (профилактических)
мероприятий;
     3) осуществления мероприятий по предупреждению и раннему   выявлению
заболеваний, в том числе предупреждению социально-значимых заболеваний и
борьбе с ними;
     4)  проведения  профилактических  и  иных  медицинских     осмотров,
диспансеризации,   диспансерного   наблюдения   в          соответствии с
законодательством Российской Федерации;
     5) осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан
в  процессе  их  обучения  и  трудовой  деятельности  в    соответствии с
законодательством Российской Федерации.
 
     Статья 13. Соблюдение врачебной тайны
     1. Сведения о факте обращения гражданина за  оказанием   медицинской
помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при
его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.
     2. Не  допускается  разглашение  сведений,  составляющих   врачебную
тайну, в том числе после смерти  человека,  лицами,  которым  они   стали
известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных
обязанностей, за  исключением  случаев,  установленных  частями    3  и 4
настоящей статьи.
     3. С письменного согласия гражданина или его законного представителя
допускается разглашение сведений, составляющих врачебную  тайну,   другим
гражданам,  в  том  числе  должностным  лицам,  в  целях     медицинского
обследования и лечения пациента,  проведения  научных  исследований,  их
опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе  и   в
иных целях.
     4.  Предоставление  сведений,  составляющих  врачебную    тайну, без
согласия гражданина или его законного представителя допускается:
     1)  в  целях  проведения  медицинского  обследования   и   лечения
гражданина, который в результате своего состояния не  способен   выразить
свою волю, с учетом  положений  пункта 1  части 9  статьи 20   настоящего
Федерального закона;
     2) при угрозе распространения  инфекционных  заболеваний,   массовых
отравлений и поражений;
     3) по  запросу  органов  дознания  и  следствия,  суда  в   связи  с
проведением расследования  или  судебным  разбирательством,  по   запросу
органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением   уголовного
наказания и осуществлением контроля за поведением  условно   осужденного,
осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица,
освобожденного условно-досрочно;
     4) в  случае  оказания  медицинской  помощи    несовершеннолетнему в
соответствии  с  пунктом 2  части 2  статьи 20  настоящего   Федерального
закона,  а   также   несовершеннолетнему,   не   достигшему   возраста,
установленного частью 2 статьи 54 настоящего  Федерального  закона,   для
информирования одного из его родителей или иного законного представителя;
     5) в целях информирования  органов  внутренних  дел  о   поступлении
пациента, в отношении которого имеются достаточные  основания   полагать,
что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;
     6) в  целях  проведения  военно-врачебной  экспертизы  по   запросам
военных   комиссариатов,    кадровых    служб    и       военно-врачебных
(врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти,   в
которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная  к   ней
служба;
     7) в целях  расследования  несчастного  случая  на    производстве и
профессионального заболевания;
     8) при обмене информацией медицинскими организациями, в  том   числе
размещенной в медицинских  информационных  системах,  в  целях   оказания
медицинской  помощи  с  учетом  требований  законодательства   Российской
Федерации о персональных данных;
     9) в целях осуществления учета и контроля в  системе   обязательного
социального страхования;
     10)  в  целях  осуществления  контроля  качества  и     безопасности
медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.
 
 Глава 3. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
                 самоуправления в сфере охраны здоровья
 
     Статья 14. Полномочия федеральных органов государственной власти   в
                 сфере охраны здоровья
     1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере
охраны здоровья относятся:
     1)  проведение  единой  государственной  политики  в  сфере   охраны
здоровья;
     2) защита прав и  свобод  человека  и  гражданина  в  сфере   охраны
здоровья;
     3)   управление   федеральной   государственной      собственностью,
используемой в сфере охраны здоровья;
     4) организация  системы  санитарной  охраны  территории   Российской
Федерации;
     5)   организация,   обеспечение   и   осуществление     федерального
государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
     6)  реализация  мероприятий,  направленных  на  спасение     жизни и
сохранение  здоровья  людей  при  чрезвычайных  ситуациях,     ликвидацию
медико-санитарных  последствий  чрезвычайных  ситуаций,    информирование
населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о
принимаемых мерах;
   … Продолжение »
Бесплатный хостинг uCoz