|
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Принят Государственной Думой 1 ноября 2011 года Одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года Глава 1. Общие положения Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие всфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее - в сфереохраны здоровья), и определяет: 1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровьяграждан; 2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных группнаселения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; 3) полномочия и ответственность органов государственной властиРоссийской Федерации, органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; 4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций,индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфереохраны здоровья; 5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтическихработников. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральномзаконе Для целей настоящего Федерального закона используются следующиеосновные понятия: 1) здоровье - состояние физического, психического и социальногоблагополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а такжерасстройства функций органов и систем организма; 2) охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мерполитического, экономического, правового, социального, научного,медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического(профилактического), характера, осуществляемых органами государственнойвласти Российской Федерации, органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, ихдолжностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактикизаболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровьякаждого человека, поддержания его долголетней активной жизни,предоставления ему медицинской помощи; 3) медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных наподдержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себяпредоставление медицинских услуг; 4) медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплексмедицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику илечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельноезаконченное значение; 5) медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником поотношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояниечеловека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую,лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и(или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерываниебеременности; 6) профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение иукрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образажизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний,их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения иразвития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровьечеловека факторов среды его обитания; 7) диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных нараспознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствиязаболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента,данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных,патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза,выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлениемэтих мероприятий; 8) лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых поназначению медицинского работника, целью которых является устранение илиоблегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состоянийпациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности икачества жизни; 9) пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинскаяпомощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимоот наличия у него заболевания и от его состояния; 10) медицинская деятельность - профессиональная деятельность пооказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз,медицинских осмотров и медицинских освидетельствований,санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий ипрофессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой)органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентовв медицинских целях; 11) медицинская организация - юридическое лицо независимо оторганизационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного(уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основаниилицензии, выданной в порядке, установленном законодательством РоссийскойФедерации. Положения настоящего Федерального закона, регулирующиедеятельность медицинских организаций, распространяются на иныеюридические лица независимо от организационно-правовой формы,осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскуюдеятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейсямедицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона кмедицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели,осуществляющие медицинскую деятельность; 12) фармацевтическая организация - юридическое лицо независимо оторганизационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическуюдеятельность (организация оптовой торговли лекарственными средствами,аптечная организация). В целях настоящего Федерального закона кфармацевтическим организациям приравниваются индивидуальныепредприниматели, осуществляющие фармацевтическую деятельность; 13) медицинский работник - физическое лицо, которое имеетмедицинское или иное образование, работает в медицинской организации и втрудовые (должностные) обязанности которого входит осуществлениемедицинской деятельности, либо физическое лицо, которое являетсяиндивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющиммедицинскую деятельность; 14) фармацевтический работник - физическое лицо, которое имеетфармацевтическое образование, работает в фармацевтической организации и втрудовые обязанности которого входят оптовая торговля лекарственнымисредствами, их хранение, перевозка и (или) розничная торговлялекарственными препаратами для медицинского применения (далее -лекарственные препараты), их изготовление, отпуск, хранение и перевозка; 15) лечащий врач - врач, на которого возложены функции поорганизации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи впериод наблюдения за ним и его лечения; 16) заболевание - возникающее в связи с воздействием патогенныхфакторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способностиадаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды приодновременном изменении защитно-компенсаторных изащитно-приспособительных реакций и механизмов организма; 17) состояние - изменения организма, возникающие в связи своздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующиеоказания медицинской помощи; 18) основное заболевание - заболевание, которое само по себе или всвязи с осложнениями вызывает первоочередную необходимость оказаниямедицинской помощи в связи с наибольшей угрозой работоспособности, жизнии здоровью, либо приводит к инвалидности, либо становится причинойсмерти; 19) сопутствующее заболевание - заболевание, которое не имеетпричинно-следственной связи с основным заболеванием, уступает ему встепени необходимости оказания медицинской помощи, влияния наработоспособность, опасности для жизни и здоровья и не является причинойсмерти; 20) тяжесть заболевания или состояния - критерий, определяющийстепень поражения органов и (или) систем организма человека либонарушения их функций, обусловленные заболеванием или состоянием либо ихосложнением; 21) качество медицинской помощи - совокупность характеристик,отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильностьвыбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации приоказании медицинской помощи, степень достижения запланированногорезультата. Статья 3. Законодательство в сфере охраны здоровья 1. Законодательство в сфере охраны здоровья основывается наКонституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федеральногозакона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иныхнормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иныхнормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. 2. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральныхзаконах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах ииных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должныпротиворечить нормам настоящего Федерального закона. 3. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся вдругих федеральных законах, иных нормативных правовых актах РоссийскойФедерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РоссийскойФедерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормынастоящего Федерального закона. 4. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеютправо издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы об охранездоровья, в соответствии с настоящим Федеральным законом, другимифедеральными законами, иными нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектовРоссийской Федерации. 5. В случае, если международным договором Российской Федерацииустановлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральнымзаконом правила в сфере охраны здоровья, применяются правиламеждународного договора. Глава 2. Основные принципы охраны здоровья Статья 4. Основные принципы охраны здоровья Основными принципами охраны здоровья являются: 1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечениесвязанных с этими правами государственных гарантий; 2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; 3) приоритет охраны здоровья детей; 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государственной власти и органов местногосамоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан всфере охраны здоровья; 6) доступность и качество медицинской помощи; 7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; 8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; 9) соблюдение врачебной тайны. Статья 5. Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий 1. Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основепризнания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии собщепризнанными принципами и нормами международного права. 2. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо отпола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний,состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, местажительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественнымобъединениям и от других обстоятельств. 3. Государство гарантирует гражданам защиту от любых формдискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Статья 6. Приоритет интересов пациента при оказании медицинскойпомощи 1. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощиреализуется путем: 1) соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного игуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работниковмедицинской организации; 2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физическогосостояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозныхтрадиций пациента; 3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи; 4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетомрационального использования его времени; 5) установления требований к проектированию и размещению медицинскихорганизаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм иобеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинскихорганизациях; 6) создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента ипребывания родственников с ним в медицинской организации с учетомсостояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересовиных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации. 2. В целях реализации принципа приоритета интересов пациента приоказании медицинской помощи органы государственной власти РоссийскойФедерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации,органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраныздоровья, и медицинские организации в пределах своей компетенциивзаимодействуют с общественными объединениями, иными некоммерческимиорганизациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья. Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей 1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейшихи необходимых условий физического и психического развития детей. 2. Дети независимо от их семейного и социального благополучияподлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащуюправовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права приоказании медицинской помощи. 3. Медицинские организации, общественные объединения и иныеорганизации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраныздоровья. 4. Органы государственной власти Российской Федерации, органыгосударственной власти субъектов Российской Федерации и органы местногосамоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают иреализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление илечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности,формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, ипринимают соответствующие меры по организации обеспечения детейлекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебногопитания, медицинскими изделиями. 5. Органы государственной власти Российской Федерации и органыгосударственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии сосвоими полномочиями создают и развивают медицинские организации,оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятныхусловий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, ивозможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, атакже социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых,оздоровление детей и восстановление их здоровья. Статья 8. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровьяобеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических,организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальноеобеспечение, в том числе за счет средств обязательного социальногострахования, определения потребности гражданина в социальной защите всоответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации иуходе в случае заболевания (состояния), установления временнойнетрудоспособности, инвалидности или в иных определенныхзаконодательством Российской Федерации случаях. Статья 9. Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья 1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления,медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие вцелях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления,должностные лица организаций несут в пределах своих полномочийответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья,установленных законодательством Российской Федерации. Статья 10. Доступность и качество медицинской помощи Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: 1) организацией оказания медицинской помощи по принципуприближенности к месту жительства, месту работы или обучения; 2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнемих квалификации; 3) возможностью выбора медицинской организации и врача всоответствии с настоящим Федеральным законом; 4) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартовмедицинской помощи; 5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объемамедицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантийбесплатного оказания гражданам медицинской помощи; 6) установлением в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации требований к размещению медицинских организаций государственнойсистемы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иныхобъектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностейнаселения; 7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех группнаселения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченнымивозможностями передвижения; 8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использованиямедицинским работником средств связи или транспортных средств дляперевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях,угрожающих его жизни и здоровью. Статья 11. Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи 1. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программойгосударственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинскойпомощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией,участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такоймедицинской организации не допускаются. 2. Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинскойорганизацией и медицинским работником гражданину безотлагательно ибесплатно. Отказ в ее оказании не допускается. 3. За нарушение предусмотренных частями 1 и 2 настоящейстатьи требований медицинские организации и медицинские работники несутответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 12. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем: 1) разработки и реализации программ формирования здорового образажизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака,предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотическихсредств и психотропных веществ; 2) осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических)мероприятий; 3) осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлениюзаболеваний, в том числе предупреждению социально-значимых заболеваний иборьбе с ними; 4) проведения профилактических и иных медицинских осмотров,диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии сзаконодательством Российской Федерации; 5) осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья гражданв процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии сзаконодательством Российской Федерации. Статья 13. Соблюдение врачебной тайны 1. Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинскойпомощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные приего медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. 2. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебнуютайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они сталиизвестны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иныхобязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4настоящей статьи. 3. С письменного согласия гражданина или его законного представителядопускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другимгражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинскогообследования и лечения пациента, проведения научных исследований, ихопубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и виных целях. 4. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, безсогласия гражданина или его законного представителя допускается: 1) в целях проведения медицинского обследования и лечениягражданина, который в результате своего состояния не способен выразитьсвою волю, с учетом положений пункта 1 части 9 статьи 20 настоящегоФедерального закона; 2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовыхотравлений и поражений; 3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи спроведением расследования или судебным разбирательством, по запросуоргана уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовногонаказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного,осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица,освобожденного условно-досрочно; 4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему всоответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Федеральногозакона, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста,установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, дляинформирования одного из его родителей или иного законного представителя; 5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлениипациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать,что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий; 6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросамвоенных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных(врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, вкоторых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к нейслужба; 7) в целях расследования несчастного случая на производстве ипрофессионального заболевания; 8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числеразмещенной в медицинских информационных системах, в целях оказаниямедицинской помощи с учетом требований законодательства РоссийскойФедерации о персональных данных; 9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательногосоциального страхования; 10) в целях осуществления контроля качества и безопасностимедицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом. Глава 3. Полномочия федеральных органов государственной власти, органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья Статья 14. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья 1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфереохраны здоровья относятся: 1) проведение единой государственной политики в сфере охраныздоровья; 2) защита прав и свобод человека и гражданина в сфере охраныздоровья; 3) управление федеральной государственной собственностью,используемой в сфере охраны здоровья; 4) организация системы санитарной охраны территории РоссийскойФедерации; 5) организация, обеспечение и осуществление федеральногогосударственного санитарно-эпидемиологического надзора; 6) реализация мероприятий, направленных на спасение жизни исохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидациюмедико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информированиенаселения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и опринимаемых мерах;
|
|